Unable to load Mainlink code. Directory is not writeable!

ЗНАКОВОЕ БАНКРОТСТВО GENERAL MOTORS

США теряют индустриальную почву под ногами, делая еще один шаг к превращению в страну – финансового паразита

01228Итак, состоялось событие, которого давно уже ждали. «Краса и гордость» Америки – компания General Motors – объявила себя банкротом. Самое крупное банкротство во всей истории промышленности США – это, наверное, о чем-то говорит! Правительство Соединенных Штатов Америки, и так донельзя обремененное долгами, намерено направить на подъем потонувшего гиганта еще 30 млрд долларов – в дополнение к 20-ти миллиардам помощи, выделенным ранее. Хотя если разобраться, в общей денежной массе, «влитой» государством в терпящую бедствие американскую экономику и измеряемой уже триллионами (!!!), эти 50 миллиардов – сущая капля в море! Денежки всё льются и льются, и утекают куда-то в бездонную прорву…

К своему краху GM шла долго и уверенно. Еще задолго до начала кризиса, в 2005 году компания понесла убытки в 10,6 млрд долл. В 2007-м потери составили уже 38,7 млрд долл., а на следующий год продажи упали на 45%. В результате, при величине активов в 82,3 млрд долл. GM набрала долгов аж на 172,8 млрд долларов! Расхлебывать всё это безобразие теперь придется правительству, а вернее – налогоплательщикам: американское государство приобрело 60% акций банкрота, плюс еще 12,5% акций достались правительствам Канады и провинции Онтарио. И самое унизительное, наверное, то, что прославленная компания General Motors с позором вычеркнута из элитного списка компаний, формирующих индекс Dow Jones.

Фактически, банкротство GM означает банкротство всей автомобильной индустрии США, особенно, если вспомнить еще и про недавнее банкротство Chrysler. Можно констатировать, что автопромышленность США проиграла борьбу своим японским, немецким и корейским конкурентам и более не может претендовать на звание мирового лидера в данной отрасли. Перевернута славная страница в истории американского автостроения, когда янки диктовали всему миру автомобильную моду.

Даже на рынке самой Америки американских автопроизводителей нещадно бьют японцы. Еще бы, как говорят, из десяти лучших автомобилей мира десять – японские! Американских в «топ-десятке», выходит, нет. Что, американцы разучились делать хорошие автомобили? Генри Форд, бедолага, наверное, в гробу ворочается!

Хуже того, крах американского автопрома – это, по всей видимости, эпохальная веха на пути индустриального упадка Америки вообще и окончательного превращения этой страны в финансового паразита, живущего отнюдь не производительным трудом. Только вот в свете последних всемирных финансовых бурь не понятно, а удастся ли «Империи доллара» по-прежнему паразитировать даже в недалеком будущем? Что ждет страну, потерявшую под собой «твердую индустриальную почву», в обезумевшем мире, где в любой момент могут обрушиться в тартарары все финансовые пирамиды?

Крах General Motors происходит на фоне острейшего кризиса во всей мировой автомобильной промышленности. Масштабы его впечатляют. Во всем мире наблюдается резкое падение спроса на автомобили, и соответственно снижению продаж сокращается производство, а производители несут крупные убытки. В Японии, например, ведущие производители авто – Toyota и Honda Motor – испытывают падение продаж на 30% и более. Toyota объявила, что ожидает убытки впервые за 70 лет!

Надо иметь в виду, что кризис мирового автостроения возник «не на пустом месте» и его можно было легко предвидеть. Затяжной кризис перепроизводства в этой отрасли, который нынче совершенно закономерно перешел в острую фазу, длился не одно десятилетие. Во всяком случае, в Интернете можно встретить жалобы на перепроизводство автомобилей, датированные и 1997-м, и 2002-м, и 2005-м (не самым худшим для мировой экономики!) годом. В конце 90-х в мире производилось что-то около 20 млн «лишних» автомашин! Прибыльность автомобильных компаний и удельный вес их акций в общей рыночной капитализации неуклонно снижались.

Однако проблема не решалась. Вернее: ее решали, но решали так, что еще более усугубляли ее. Путем государственного субсидирования депрессивной автомобильной отрасли и дешевого потребительского кредита, по сути, поощряли фактическое (и ставшее хроническим!) перепроизводство, покрывая потери производителей и создавая «дутый» спрос со стороны покупателей. Оттягивали неизбежный крах, но при этом только наращивали его потенциальную разрушительную мощь. Итог такой политики мы видим. Естественно, в ситуации кризиса более всех пострадали самые слабые производители, и ими, что показательно, оказались именно американцы.

А ведь автомобилестроение – одна из крупнейших отраслей, где сосредоточены колоссальные производственные мощности, большие армии квалифицированных рабочих и инженеров. Правда, в США постепенный общий промышленный упадок и нынешний кризис автомобильной промышленности привели к тому, что удельный вес автостроения в ВВП снизился с 5% в начале 90-х и 3,1% в 2006 году до 2,3%. Тем не менее, 20% производительного сектора американской экономики по-прежнему связано с автоиндустрией. В этой стране каждый шестой работающий в промышленности прямо или косвенно связан с автомобильной промышленностью.

Автомобильная промышленность находится в тесной связке практически со всеми отраслями тяжелой индустрии как крупнейший потребитель их продукции. Так, в тех же США автопром потребляет 15% стали, 46% ковкого чугуна, 70% натурального и 60% синтетического каучука, треть продукции станкостроения, половину роботов-манипуляторов. На автомобильные аккумуляторы уходит три четверти выплавляемого в мире свинца; автомобилестроением в несметных количествах потребляются пластмассы, стекло, ткани и кожи, лакокрасочные материалы. Производство каталитических фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов – крупнейший потребитель платины и палладия. И так далее, и так далее…

Кроме того, надо учесть, что автомобильная промышленность – это не только полтора десятка мировых автогигантов (а в Америке их всего три), но и тысячи крупных, средних и мелких машиностроительных фирм, поставляющих автопроизводителям всевозможные узлы, детали и заготовки. Они – как те рыбы-прилипалы, что прикрепились к акулам и кормятся вместе со своими хозяевами. В автомобильной промышленности кооперирование производства развито особенно сильно; а разрыв кооперационных связей особо болезнен. Поэтому благополучие всех этих фирм-сателлитов всецело зависит от состояния дел у автомобильных гигантов, и крах последних чреват еще сотнями банкротств намертво связанных с ними предприятий.

Значит, грядущие «реструктуризации», закрытия заводов и сокращения работников GM не только сами по себе увеличат и без того очень высокую безработицу и, соответственно, понизят потребительский спрос в США, но и вызовут «цепочку» крупных неприятностей у бесчисленных предприятий, поставляющих свою продукцию автопроизводителям. Большая беда надвигается на Детройт, считающийся «автомобильной столицей» Америки. Крах автомобильной индустрии, составляющей основу экономики этого города с более чем миллионным населением, грозит ему полным упадком, превращением в «депрессивный район» с высокой безработицей, наркоманией, алкоголизмом, преступностью и прочими социальными бедами. Ну и, наконец, такой немаловажный момент: банкротство General Motors – это сильнейший удар по корпоративной пенсионной системе США, которая и так давно уже испытывает серьезные проблемы.

Говорят, кризис уже близится к своему благополучному завершению. А, может, он еще только начинается?

Константин Дымов (Украина)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

http://krisis.in.ua">Мировой кризис в украине курсы валют - Выход из кризиса находится ВЫШЕ!
Unable to load Mainlink code. Directory is not writeable!Unable to load Mainlink code. Directory is not writeable!
Unable to load Mainlink code. Directory is not writeable!